По мере приближения к 2025 году компании готовятся к значительным изменениям в обязательной маркировке, которые повлияют на их деятельность. СЕО и фаундер Docs.Seller, Роман Медведев, задал несколько насущных вопросов, касающихся этих перемен, оператору государственной системы маркировки «Честный знак». Представители ЦРПТ поделились актуальной информацией о ситуации и изменениях.
Какие ждут изменения в маркировке бизнес в 2025 году
В предстоящем году можно ожидать несколько значительных изменений в маркировке, которые повлияют на бизнес в различных отраслях. Одно из наиболее заметных — обязательная маркировка определенных товаров, которая будет внедряться в несколько этапов.
С 1 февраля 2025 года производители и импортеры растительных масел будут обязаны маркировать свою продукцию во всех видах потребительской упаковки. Процесс маркировки продукции в стеклянной и полимерной упаковках начался 1 октября 2024 года.
С 1 марта 2025 года обязательная маркировка будет расширена на:
● Влажные корма для животных;
● Консервы из мяса, грибов, овощей, ягод и фруктов;
● Новые текстильные изделия (нижнее белье, футболки, купальники, носки, перчатки, шапки, галстуки, шарфы и детская одежда);
● Медицинские перчатки.
Кроме того, фермеры, производящие консервы, будут включены в систему маркировки, а запрет на продажу лекарств с истекшим сроком годности или без информации о маркировке вступит в силу.
Минпромторг также предложил ввести обязательную маркировку для следующих групп товаров:
● Осветительное оборудование (1 марта 2025 года);
● Бакалейная продукция (1 марта 2025 года);
● Строительные материалы (1 марта 2025 года);
● Косметика и бытовая химия (1 марта 2025 года);
● Детские игрушки (1 марта 2025 года);
● Определенные виды смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей (1 сентября 2025 года).
Кроме того, планируется ввести разрешительный режим для ветеринарных препаратов, икры, безалкогольного пива, велосипедов и ТСР осенью 2025 года.
Как изменился рынок после введения маркировки на маркетплейсах
Введение маркировки товаров качественно изменило рынок потребительских товаров, реализуемых на площадках крупнейших маркетплейсов.
● В модели FBO была полностью исключена возможность оборота немаркированного товара. Маркетплейсы ввели штрафные санкции и возвращали товар недобросовестным продавцам, пытавшимся поставить немаркированную продукцию.
● При схеме FBO у маркетплейсов должна быть внедрена разрешительная касса, которая защищает потребителя от покупки некачественной (в том числе просроченной), небезопасной продукции, признанной такой органами государственной власти.
● Появилась возможность отслеживания безопасности и качества оборачиваемой продукции путем интеграции ГИС МТ с реестрами Росаккредитации и Роспотребнадзора.
И по сей день на рынке остаются слабые места, в направлении которых ведется совместная работа системы «Честный знак» и маркетплейсов:
● Реализация товаров по схеме FBS, когда маркетплейсы не видят товар и не могут проконтролировать исполнение требований по маркировке;
● Внедрение механизма мониторинга российских производителей для исключения возможности легализации серого импорта под видом «российского» производства;
● Внедрение единых механик борьбы с нелегалом маркетплейсами путем утверждения единых стандартов саморегулирования.
По мере приближения к 2025 году бизнесу необходимо быть готовым адаптироваться к этим изменениям. Docs.Seller в свою очередь рекомендует искать проверенные компании, которые смогут помочь в перестройке процессов и будут следить за всеми нововведениями в маркировке.
Источник: РБК